Церковное пение – это икона в звуке

Церковное пение – это икона в звуке

Ко Дню славянской письменности в воскресной школе Спасо-Преображенского собора состоялся вечер классической и духовной музыки. Творческие и поэтические встреча уже приобрели форму доброй традиции, в чем, кончено же, играет немаловажную роль, душевная товарищеская связь, объединяющая всех участников подобных мероприятий: как артистов, так и зрителей.

Забегая наперед, объясню, что классические мелодии великих мастеров, тесно связанны с духовностью, через свою самобытную внутреннюю душевность, благородность и чистоту мотиваций мелодий. Ведь не зря искусство учит нас не только быть ценителем прекрасного, но и участником его. Однако без духовности, все это может так, и остаться рапсодией «высеченной» в камне, без души.

И здесь уже живительная сила веры в Бога окрыляла композиторов и поэтов, вкладывавших духовный смысл в свои произведения. Взять хотя бы Сергея Рахманинова и Павла Чеснокова, чем не молитва, написанная на нотной партитуре? В широком смысле духовная музыка, считается той, которая написана под влиянием священных книг. А духовная музыка в конкретном православном понятии, – это строго вокальный характер церковного творчества, – песнопения (православный канон категорически исключает применение в церковной службе каких бы то ни было музыкальных инструментов).

– Церковная музыка, сама по себе не существует, только неразрывно с текстом, – говорит регент хора Спасо-Преображенского протоиерей Михаил Марущак. – Первое Христианское песнопение было принесено на землю ангелами, об этом нам повествует Евангелие от Луки, которые воспели «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.». Обычай песнопений на Богослужениях, был освящен самим Господом нашим Иисусом Христом на Тайной Вечере, когда с песнями Христос и ученики его отправились в Гефсиманский Сад.

Большинство источников гласят, что церковные песнопения православная Русь переняла из Византии, со всеми на тот момент присущими Восточной церкви характерными особенностями. Впоследствии, за многие годы приемы церковных песнопений менялись, на них оказывали влияние и музыкальные веяния запада. Но, затем витки истории возвращались к старым русским самобытным художественным распевам.

В пользу древних Византийский церковных богослужебных пений говорит также факт, что благодаря не только величественности убранства храму, но и прекрасному пению, раздававшемуся с его хоров, святой князь Владимир, зачарованный этим духовным великолепием, выбрал православие для своего народа.

Очень ярко, но главное в доступной и шутливой форме жанровость духовной музыки разъяснила руководитель молодежного хора Спасо-Преображенского собора Арина Беляева:

– Если случается так, что на хоре я одна, то, достаю песнопения Валаамского распева, – говорит Арина Николаевна. – Они для одноголосного пения, и, кстати, вызывают у меня ассоциацию с северо-западными русскими горными живописными просторами. И вот, когда во время службы подошел еще один хорист, мы переходим на Киевский двухголосный распев. У меня он ассоциируется с аскетами Киево-Печерской Лавры, монахами-воинами, за веру Христову и за торжество православия свершавшими подвиги. А «проснулись» еще несколько певчих, тогда начинаем Имертино-Гурийский, иначе Грузинский распев. Это уже многоголосое пение специфическое и темпераментное. А самые торжественные распевы, это Киево-Печерской Лавры (не путать с Киевским) и Троице-Сергиевой Лавры. Многие композиторы брали эти распевы и делали свои обработки. А еще в церковной музыке исполняются и авторские произведения, написанные на тексты Богослужений, – Кастальского, Богословского, протоиерея Турчанинова.

Атмосфера в зале воскресной школы царила теплая и дружественная. Дежурные женщины разносили присутствующим чай, сладкие печенья, а на столах стояли букеты цветов, и горели свечи, придававшие происходящему атмосферу особого священно действа и уюта.

И надо сказать Лунная Соната Бетховена была хорошим аккомпанементом этому, которую, исполнил учащийся старшого класса воскресной школы собора 16-летний Василий Балобин.

В интервью мальчик самокритично признался, что в некоторых местах все же схалтурил, но, думаю, восторженный слушатель этого не заметил.

– Музыка, – этот тот дар Божий, который дал Господь, чтобы мы могли славить Бога, и вообще окружать нашу жизнь возвышенным искусством, – говорит хорист собора 17-летний Филипп Марущак. – Классическая музыка несет радость душевную. А духовной музыкой мы славим на хоре Господа вовремя Богослужения.

На проекторе демонстрировались концерты больших симфонических оркестров, игравшие избранное Рахманинова, Моцарта, Баха. Все это выудили из бездонного моря Интернета Ольга Алексеенко и Галина Попова.

– Мы лишь ознакомили вас с общими чертами классической музыки, с ее родоначальниками, – сказала ведущая вечера, староста богословских курсов Людмила Мацепон. – К сожалению, сейчас на радио и ТВ классической музыки почти нет. Думаю, ее убрали по тому, что классика развивает в нас многогранную думающую личность, смотрящую на мир не сточки зрения навязанного западной культурой бездумного потребления для удовлетворения животных инстинктов, а с точки зрения духовного восприятия окружающей действительности. Поэтому для потребительского общества такой индивид, не побоюсь этого слова, даже опасен. Но, будем надеяться, что в системе образования и в СМИ будет больше звучать классики. Без нее душа «сохнет».

Очень тонко объяснил суть русской духовной музыки Анатолий Гринденко, – один из лучших в мире музыкантов-аутентистов, дирижер, организатор мужского хора в Москве при Издательском отделе Московского Патриархата. Цель создания данного хора как раз восстановление древнерусского церковного пения и возвращение его в Богослужебную практику.

– Пение и певчие являлись честью храма, – повествует Анатолий Гринденко. – Древняя церковь, это настоящий инструмент, очень тонко подогнанный под определенные звучания. Внутри храма, как правило, мы находим голосники, – отверстия под шеей храма, иногда и в самой шее, где вмурованы глиняные кувшины, которые улавливают звук. Искусство акустики того времени было в том, чтобы звук не просто отражался и резонировал, а чтобы он улавливался и преображался. Идея преображения, это основная идея древнерусских храмов и древнерусского искусства.

Манера пения зависит от того как долго идет служба, какой темперамент священника, какие традиции этого храма, какая в нем акустика. И даже от живописи в храме. Имеет значение, какие иконы певчие видят во время пения, потому, что иконописный образ, линии иконописные, дают импульс человеческой душе, и голос соответствует тому, что видит око. Это неизбежно. Все в храме призвано преображать чувства человека. Храм это удивительно премудрый, совершенно необыкновенно точный инструмент. Богослужебное пение называют ангелогласным. Певчие, находясь в храме и созерцая тайны Божии, уподобляются ангелам, которые непрестанно славословят Бога. И человек на клиросе, если он поет, он также является созерцателем таинств, которые в этот момент совершаются. Поэтому можно сказать, что пение, это икона в звуке.

Анатолий ОВЧАРЕНКО.

Источник: nikopol-orthodox.com.ua

Читати попередню

Сергій Жицький: «НПГУ-Макіїввугілля» трансформується у ФК «Нікополь»

Читать наступну

Учасникам АТО та родинам загиблих воїнів виділено земельні ділянки

Останні новини

Каталог підприємств Нікополя

+ Додати підприємство