Никополь посетил сам граф Дракула

Никополь посетил сам граф Дракула

В культурно-спортивном комплексе Никопольского завода ферросплавов прошла постановка знаменитого произведения Брэма Стокера «Дракула». Спектакль представил известный Московский независимый театр.

Роман о вампире графе Дракуле меня захватил еще со школьной скамьи. Кстати, я прочел не оригинал произведения, мне попалась книжка дореволюционного переиздания с плагиатской версией романа некоего М. Корелли «Вампиръ–графъ Дракула», перевод некой княгини Е. Ф. Кропоткиной. Надо заметить, что в начале 20-го века в Российской империи был очень распространен бизнес переделывания литературных произведений (пьес и беллетристики) известных зарубежных авторов. Об этом писал еще король российских репортеров Владимир Гиляровский.

Оригинальное произведение написал Брэм Стокер, никому не известный писатель, романы которого до появления «Дракулы» оставались незамеченными широкой публикой. Да и сам Стокер не стремился к писательской славе: писательство для него, скорее всего, было просто развлечением. Основным направлением его деятельности было написание биографических произведений о выдающемся английском актере Генри Ирвинге, с которым вместе они ездили на гастроли, театром которого руководил и вел летопись его жизни.

«Дракула» положил начало новому разделу в жанре «литература ужаса», о вампирах. Кстати, лично я потом, сколько бы не читал книг, сколько бы не смотрел кинофильмов  ни вампирах, такого наслаждения, как от стокеровского «Дракулы» получить не смог. Поэтому, когда Московский независимый театр приехал к нам, я решил отложить все дела и стать на один вечер театральным критиком. Скажу откровенно, я в этом деле не специалист. Бывал всего на двух спектаклях, но успел полюбить театральные постановки всем сердцем. Игра актеров вживую, дает возможность максимально приобщиться к тем событиям, которые они пытаются представить на сцене. И здесь уже недостаток декораций или киношной панорамы и эффектов заменяет личная фантазия. Считаю, что тот, кто не любит читать книги, и от спектакля тоже удовольствия не получит…

Перед началом представления я побеседовал с актером Сергеем Поздняковым, исполнявшим роль Джонатана Харкера (молодой человек, который попал в замок графа-вампира). Высокий, стройный, с какими-то одухотворенными чертами лица, именно таким я и рисовал себе героя произведения.

– Наибольшие трудности данного спектакля, это то, что он выстроен буквально по шагам, секундам… Когда, что говорить… – рассказывает Сергей. – Это ведь совсем не то, что при сьемке фильма,  когда  музыку подгоняют под диалоги актеров уже потом...

Я поинтересовался, легко ли сыграть ужас героя, который понимает, что Дракула не человек, а чудовище.

– Да. Это все делается на уровне актерских техник и методик. И если ты профессиональный актер, то просто включаешь соответствующую эмоцию. Это простая эмоция, существуют более сложные композиции. В одном спектакле я играл бездомного, где, не сыграв предыдущей сцены, следующее эмоциональное состояние сыграть было бы невозможно. Роль Харкера мне очень нравится, она довольно веселая, в конце спектакля, у нас вы найдете даже юморные моменты.

– А вы читали книгу о Дракуле, спектакль сильно отступает от печатного произведения?

– Книгу читал, она мне понравилась, но не скажу, что был в безумном восторге от нее. Думаю, если бы это произведение вышло в нынешние годы, оно осталось бы незамеченным. Спектакль мы старались максимально, насколько позволяет жанр, приблизить к роману. Однако то, что описывается в книге целыми абзацами, в спектакле передается через действия актеров. В этом большая разница. Точно так же, как и фильмы, которые берут своей динамичностью и широтой сменяемых картинок, сцен.

– Кино не вытеснит театр?

– Нет, никогда. Безусловно, конкуренция между этими искусствами происходит. Когда кино стало массовым, театр утратил былую популярность. Но это то же самое, что сказать: живое исполнение музыки вытеснит неживое. Ведь люди ходят на концерты и наслаждаются музыкой вживую. При всей своей схожести, кино и спектакль - это разные вещи и приемы игры тоже разные. Живое исполнение зритель воспринимает совершенно по-другому.

И вот все началось. Громкая музыка, световые и звуковые эффекты, игра и лицедейство актеров – все это меня захватило целиком, и я с восторгом просмотрел спектакль от начала и до конца. Одна из первых сцен, когда Харкер попал в замок Дракулы, вызвала настоящее волнение. Впечатление осталось, словно бы смотрел не на маленькую сцену, а взирал на меняющиеся ландшафты. Диалоги героев и эмоциональные интонации голоса пробирали своей реальностью, особенно это касается женских ролей. Было видно, что актрисы до предела вживались в своих персонажей. Зрители внимали каждому слову смотрели на происходящее…Почти все… Со стороны второго ряда то и дело доносились возгласы и переговоры. Меня так и подмывало сделать замечание, тем более, что люди, сидевшие там – небезызвестные в городе личности. Раздражали также и опаздывающие, которые вместо того,  чтобы сесть на ближайшие свободные места, пробирались в самую середину. «Мы и раздевалку открыли, и в зале тепло, а они идут в  верхней одежде», – шепчет мне на ухо директор КСК Василий Головко. Фото и видеосъемка во время представления  запрещена. Это отвлекает как зрителей, так и актеров. Однако нам, в связи с тем, что мы готовили материал для широкой публики (так сказать, тоже несли культуру в массы) было предоставлено эксклюзивное разрешение на фотографирование. Мой пример кто-то перенял из зала. Поэтому замечу, что данная практика для зрителей неуместна, журналисты же это делают с социальной целью.

Владимир Филатов в роли Дракулы выглядел просто-таки роковым. Еще перед началом спектакля я наблюдал, с какой серьезностью он готовится к роли. В антракте я зашел в его гримерку и, пока он переоблачался в новый костюм, задал  интересующие вопросы.

– Когда играю Дракулу, не чувствую воздействия на себя какого-то темного влияния, – отвечает Владимир. – Это нормальная работа. Точно так же играют Воланда, Мефистофеля, т.е. отрицательные темные силы. Работа есть работа. Роль мне очень нравится. Мы не пытаемся из спектакля сделать страшилку. Вносим нотки юмора. И больше акцентируем внимание на любви графа к Мине, включив также трогательную историю из жизни подлинного Влада Дракулы, румынского воеводы, его трагическую любовь к принцессе Елизавете. Граф потерял любимую. И его главная ошибка в том, что он начал мстить всему свету. Но каждый имеет право на ошибку, даже Дракула. У него в душе победил не Бог, а нечистый. Каждый несет свой крест сам, и такой крест был у Дракулы.

Владимир положительно отозвался о наших зрителях:

– У вас очень хороший зритель. Я считаю, зрители бываю хорошие и очень хорошие. За все то неадекватное, что может происходить в зале ответственен актер. И если актер хорошо играет, то любой зритель отнесется к этому с глубоким уважением.

Анатолий Овчаренко

Источник: Никополь-ART

Читати попередню

Успех обмыли в море

Читать наступну

Хип-хоп-фонтан

Останні новини

Каталог підприємств Нікополя

+ Додати підприємство