Он стоял у истоков создания ВГиКА

Он стоял у истоков создания ВГиКА

Сегодня рассказ о братьях Голдовских: Евсее Михайловиче – крупном изобретателе в области кинотехники и Александре Михайловиче – ученом в области биохимии масляничных растений

Родились они в семье часовщика, проживавшего в старой части города. Часовая мастерская отца размещалась на ул. Екатеринославской (ныне Никитинская). Братья посещали еврейскую школу для мальчиков, находившуюся на пересечении улиц Думской (Крепака) и Крымской (Шевченко). В 1970-е годы при застройке старой части города это здание было снесено. Голдовские жили в Никополе до начала 1920-х, а потом семья переехала в Москву, где Евсей окончил электропромышленный факультет института народного хозяйства, а Александр - жировой техникум.

Старший брат Евсей

Начало научной деятельности Евсея Голдовского совпало с началом становления отечественной кинематографии. В 1924 году он получает приглашение преподавать курс кинотехники для студентов операторского факультета Государственного техникума кинематографии, где в то время учились будущие коллеги Евсея Михайловича, к примеру, основоположник стереоскопического кинематографа Григорий Комар. В техникуме, преобразованном в 1929 году в Государственный институт кинематографии, Голдовский организовал кафедру кинотехники и до конца жизни ее возглавлял. На заре 1920-х в СССР не было никаких научных киноразработок и вся кинотехника ввозилась из-за границы. Руководство страны решило изменить ситуацию - перед кинонаукой была поставлена задача создать собственную кинотехническую промышленность.

Евсей Голдовский стал одним из первых, начавших систематические и комплексные исследования в области кинотехники. Первым результатом его работы стала книга «Освещение киноателье». Этот труд служил учебным пособием для студентов и технических работников киностудий, а также определил техническую политику в оснащении студий и направлении разработок будущих отечественных осветительных приборов. Голдовский активно сотрудничает с крупнейшими киностудиями страны «Союзкино» и «Межрабпомфильм» в качестве консультанта по киноосвещению.

Постоянное общение с мастерами отечественного кино и кинематографической молодежью во многом влияли на направления его научной деятельности - исследования Голдовского с одной стороны были запросами кинематографической практики, а с другой - открытием новых путей развития кино как зрелища и вида искусств. В 1935 году Евсея Михайловича отправили в Западную Европу для участия в праздновании сорокового года со дня рождения кинематографа, но основной целью командировки было знакомством с иностранной кинотехникой. Поездка увенчалась книгой «Кинотехника Европы» и научной биографией Луи Люмьера, с кем он встречался и разговаривал, находясь во Франции.

Его назначают на должность главного инженера Главного управления по делам кинематографии (ГУК) при СНК СССР, где Голдовский координирует работы по выпуску первой отечественной техники для кинопроизводства. Параллельно занимается научными исследованиями. В марте 1938 года в своем рабочем кабинете бывший никопольчанин Голдовский был арестован и обвинен в намерении отравить советское руководство парами ртути - за несколько месяцев до ареста в проекционной кремлевского кинозала при замене была разбита ртутная лампа. Спустя пять месяцев Евсея Михайловича освободили. По словам его дочери Марины, отец вернулся домой без зубов и с бессонницей, преследовавшей его всю жизнь.

Ученый возвращается к работе, и уже через год в свет выходит его книга «Физические основы кинотехники». Такого исследования о природе кинематографа до этого не существовало ни на русском, ни на других языках! Его перу принадлежит 75 книг и более 300 научных работ. Среди книг - «Тридцать лет кинотехнической науки в СССР», «Советская кинотехника», «30 лет советской кинотехники». В них Голдовский собрал уникальные материалы, и до сих пор эти работы остаются наиболее полными источниками исторической информации по всем разделам отечественной кинотехники.

– Жаль, что при переименовании улиц мы забыли имя этого великого человека, участвовавшего в разработке систем широкоэкранного и трёхплёночного панорамного кинематографа, широкоформатной киноаппаратуры для съёмок и демонстрации фильмов на 70-мм киноплёнке, - говорит краевед Сергей Тороп. - Он - доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники, почетный член Международного союза технических кинематографических ассоциаций UNIATEC - тот, чьими трудами была создана с нуля отдельная наука – кинотехника, обеспечившая фундамент для создания современной базы кинопроизводства и кинопроката. В 1974 году Международная кинотехническая ассоциация за значительные достижения в области кинотехники учредила международную премию имени профессора Евсея Голдовского.

Умер Евсей Михайлович 27 ноября 1971 года в Москве на 69-м году жизни. Похоронен на Введенском кладбище. При жизни награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Младший - Александр

Он младше Евсея на пять лет – родился в 1908 году. Александр Михайлович также посвятил себя промышленности, но пищевой. В 1925 году Александр окончил Московский жировой техникум. Его дипломная работа «Проект кедромаслобойного завода» была напечатана в Трудах Всесоюзной конференции маслобойной промышленности. Работал технологом на известнейших в то время Георгиевском и Миллеровском маслозаводах. Исследования, выполненные на маслозаводах Ростовской области, легли в основу рекомендаций по сокращению потерь масла с отходящей оболочкой семян.

В 1929 году заочно окончил Московский химико-технологический институт имени Менделеева, после чего организовал и возглавил биохимико-технологическую лабораторию в НИИ растительных масел и маргарина в Москве. Вскоре институт переводят в Ленинград.

В 1937 году Александру Голдовскому по совокупности опубликованных работ присуждают степень кандидата технических наук без защиты диссертации и в том же году удостаивают степени доктора технических наук за диссертацию «Физико-химические и биохимические основы производства растительных масел». Через год он уже профессор. Многие годы руководство отделом производства растительных масел ВНИИ жиров Александр Голдовский совмещал с преподаванием в Ленинградском технологическом институте пищевой промышленности, Всесоюзном заочном институте пищевой промышленности, Ленинградском институте советской торговли имени Ф. Энгельса. В сфере научных интересов Голдовского - физико-химические и биохимические исследования технологических процессов производства растительных масел, разработка эволюционной теории на биохимическом материале и основ учения о состояниях организма. Его перу принадлежат около 200 печатных работ, в том числе и 7 монографий. Заслуги Александра Голдовского отмечены орденом «Знак Почета» и многими медалями. Прожил ученый 83 года, похоронен в Санкт-Петербурге.

Продолжение в детях и внуках

Точку в рассказе об ученых братьях мне ставить не хочется – уж очень талантливыми и известными оказались наследники никопольского часовщика Михаила Голдовского! Мне не терпится рассказать читателям и о дочери Евсея Михайловича Марине и ее сыне Сергее, продолживших дело отца и деда. Придя на телевидение в начале 1960-х годов, Марина Голдовская стала одним из тех мастеров, чьи работы помогли становлению и расцвету телевизионного документального кино, ставшего в ту пору лидером всей отечественной кинодокументалистики.

Марина - чуть ли не единственный документалист из прежней доперестроечной генерации, имеющая мировую известность. Около 100 фильмов она создала как оператор, больше 30 из них — как режиссер. Марина Голдовская — переводчик. Не с языка на язык, а с культуры на культуру. По ее фильмам американские студенты теперь изучают новейшую историю России. Она - любимый профессор в университетах Москвы и Лос-Анджелеса, заслуженный деятель искусств России, член Российской телевизионной телеакадемии и Американской киноакадемии, член правления Международной ассоциации документальных фильмов.

Ее фильмы «Архангельский мужик», «Власть соловецкая», «Вкус свободы» стали важнейшими кинематографическими событиями времен перестройки.

Сейчас Голдовская живет и преподает в Лос-Анжелесе в университете UCLA, но снимает по-прежнему в России («Осколки зеркала», «Дом с рыцарями», «Князь», «Подружка невесты» и др.) Ее работа «Власть соловецкая. Свидетельства и документы» в 1990 году стала лучшей среди документальных фильмов РФ. В 1988-м она получает Государственную премию СССР за фильм «Архангельский мужик». В 1990 году становится Заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Сын марины Сергей Ливнев – продюсер, сценарист и режиссер. Его перу принадлежит сценарий фильма "Асса", ставшего одним из самых успешных российских фильмов, снятых «на заре перестройки». Он - соавтор сценария совместных американо-российских проектов "Одиссей" для PBS и "К свету" для Neo Modern. В 1994 году Сергей стал продюсером, режиссером и соавтором сценария фильма " Серп и Молот". Этот фильм получил Гран-При кинофестиваля в Сан-Рафаэле, приз кинофестиваля в Салониках, а также еще ряд призов на других российских и международных кинофестивалях Очень много можно говорить о его сценаристской, режиссерской и продюсерской работе, кстати, довольно успешных российских фильмов.

В 1991 году Ливнев вместе с Тодоровским и Толстуновым организовывают одну из первых независимых российских кинокомпаний.

Но через восемь лет он уезжает в Америку, так как, по его словам, в России кино закончилось. Сейчас продюсирует в Голливуде. В 2003 году Сергей организовал дистрибьюторскую компанию Machina, которая приобретает фильмы для дистрибуции в России и в Украине.

Был женат на певице и актрисе Алике Смеховой. В настоящее время в разводе.

…Вот такие они - Голдовские, родословные корни которых в нашем Никопольском крае.

Наталья РАЗУВАЕВА

Читати попередню

Окно в Европу. Польша: первый блин не комом!

Читать наступну

Почему киевскому «Динамо» срочно нужен психолог

Останні новини

Каталог підприємств Нікополя

+ Додати підприємство