Празднование начинается преимущественно возле рек. Девушки плетут венки из полевых цветов, и перед закатом солнца собираются у рек.
Часто молодежь приглашала музыкантов, играющих на народных инструментах, на скрипке, цимбалах, свирели.
Главные атрибуты праздника - это Купало и Марена (Марена, Мара, Марина). Согласно славянских мифов Марена - зимнее божество, которое морит землю стужей, а человека болезнями и голодом. Но в народе, в частности на Слобожанщине, ее считали старшей русалкой.
Празднование начиналось с изготовления чучела главных персонажей праздника - Ивана Купала и Марены. Так, на Подолье и Волыни делают Купала из ветки ивы и украшают ее цветами и венками. На Полтавщине в одних населенных пунктах чучело изготавливают из соломы, украшают его ленточками и бусами, в других вместо соломенного чучела сажают ребенка, который играет роль Ивана Купала. На Киевщине и Одесчине его изготавливают из ветвей любого дерева.
Чучело Марены делают в разных регионах Украины в зависимости от традиций, которые там сложились. На Полтавщине, например, его изготавливают из ветвей черноклена, вишни, соломы. На Слобожанщине - из ветвей черноклена и травы.
Взявшись за руки, девушки ходят вокруг Купала и Марены и поют песни. Основная тема этих хороводов - любовь. Мужчины и женщины также сходятся на это зрелище, но в пении не участвуют.
Существуют свидетельства об обрядовом дереве. Дерево украшали лентами, цветами и венками; оно олицетворяло растительность в период лета и ожидания от нее щедрых плодов осенью.
Купальские венкиОбязательно разжигают большой костер, через который прыгают девушки и парни в одиночку или парами.
Купальский костер, согласно преданию, обладает большой магической силой. Через него прыгают все, проходя, таким образом, своеобразный ритуал очищения. Поэтому считалось, что когда девушка и парень, которые любят друг друга, взявшись за руки, прыгают в паре через костер и их руки остаются соединенными, то они, поженившись, всю жизнь проживут вместе.
После утопления Марены (иногда топили Купалу) девушки бегут от ребят к воде, чтобы гадать. Они берут свечи, зажигают их и, пристроив к своим венкам, пускают на воду. Пока венки плывут, девушки идут вдоль реки и поют.
Часто ребята пытаются поймать венки. Пары заранее договариваются о том, каким будет венок. Каждая девушка плетет его так, чтобы можно было узнать: вплетают яркую свечу или большой цветок. Если парню удается поймать венок любимой, добравшись до него, вплавь или на лодке, это считается хорошей приметой для их дальнейшей совместной судьбы.
Согласно народному поверью, если венок плывет хорошо и красиво горит свеча, то девушка выйдет замуж, а если он крутится на месте, - то еще будет сидеть в девках, а как утонет - замуж не выйдет вообще. Если же венок уплывет далеко и прилепится к какому-то берегу, то значит, что в той стороне живет ее суженый.
На Полтавщине пущенный на воду венок принимает жених девушки, который хочет на ней жениться.
По народному поверью, венки, в которых девушки принимают участие в праздновании, наделены целебной силой.
Поэтому и забрасывали их через голову на крышу дома, а другие хранили на чердаке, веря, что зелье, из которого сплетенный венок, вылечит от всяких болезней.
Существует поверье о цвете папоротника, который якобы появляется в купальскую ночь. По легенде, папоротник цветет лишь одно короткое мгновение короткой в году ночи на Ивана Купала. Получить этот цветок довольно трудно, поскольку его бережет от людей нечистая сила. Страшные народные предания о ее проделках использовал в рассказе «Вечер накануне Ивана Купала» Николай Гоголь. Тот, кто имеет цвет папоротника, может понимать язык любого существа, может видеть спрятанные в землю сокровища. Обладатель заветного цветка также мог в ночь накануне Ивана Купала видеть, как ходят лесом деревья и тихо разговаривают между собой.
Источник http://file.liga.net