По благословению митрополита Криворожского и Никопольского Ефрема священники, государственные служащие и представители органов самоуправления, прихожане и члены казацкого ордена им. Ивана Сирко посетили единственное в мире автономное монашеское государство, являющееся Всемирным наследием ЮНЕСКО, – Святую Гору Афон. Среди паломников – никопольчанин Михаил Метер. Сегодня Михаил Аркадьевич поделится впечатлением о поездке, цель которой – прославление святого праведного Петра Калнышевского, последнего кошевого атамана Запорожской Сечи.
– Афон и сегодня остается твердыней Православия. Тесные отношения Киевской Руси с ним начинаются со времен равноапостольного князя Владимира – тысячелетие пребывания монахов-славян на Святой Горе широко отмечалось в прошлом году. В начале XX века здесь жило примерно 8 тыс. монахов, из которых 2 тыс. – выходцы из Украины. Большая часть украинцев переехала сюда еще в социалистическую эпоху.
Удалиться в центр аскетизма на Афоне пожелали и многие благочестивые, готовые к молитвенному уединению запорожские казаки. Первой древнерусской монашеской обителью на Святой Горе был монастырь Святого Пантелеимона – Старый Руссик. Но число славянского монашества на Афоне ограничено греческими канонами, в результате чего пришло время, когда греки заняли и его.
В 1747 году на Афоне при поддержке запорожцев появился казацкий скит «Черный Выр», через десять лет – монастырь Святого пророка Ильи – Ильинский казачий скит, ктитором (меценатом) которых и стал Петр Калнышевский. Как видим, между Украиной, казачеством и Афоном существует давняя история лучших отношений в лоне Единой Соборной и Апостольской Православной Церкви.
– Посетив остров Корфу, 21октября мы прибыли на Афон. В монастыре Святого Пантелеимона нас встречал настоятель архимандрит Евлогий (Иванов). Ему мы торжественно передали освященную правящим владыкой Ефремом икону Петра Калнышевского. Наш дар приняли с благоговением. Оказалось, что историю Украины и запорожского казачества, о судьбе последнего кошевого атамана на Святой Горе знают очень хорошо. Евлогий также был награжден орденом Ивана Сирко І степени.
Монастырь Святого Пантелеимона – самый величественный монастырь из 20-ти ныне действующих на Афоне. В нем совершаются службы не только на старославянском и русском языках, но и на украинском. Мы тоже приняли участие в службе, получив большое умиротворение от великой силы соборной молитвы.
Монастырь располагает бесценными святынями, среди которых – мощи Святого Пантелеимона и Иоанна Предтечи; апостолов Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомучеников Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита; бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. Монастырская библиотека насчитывает более 20 тыс. книг и рукописей.
Молитвы за мир в Украине– Украинские паломники приложились к святыням и в Андреевском ските. Он зависит от греческого мужского монастыря Ватопед, в котором мы тоже побывали, и второй в иерархии афонских монастырей, один из самых древних и богатых.
Помолившись за мир в Украине, мы перешли в монастырь Пантократор. Он был построен в 1358 году двумя греческими аристократами, окончившими здесь жизнь в иночестве.
Четыре дня мы жили на Святой Горе, разные монастыри ютили нас на ночь. Молились мы в монастырях северо-восточного склона Афона – Дохиаре и Кутлумуше. Каждый имеет свою историю и свои предания. К примеру, построенный в XII веке Кутлумуш имеет такое название – «освобожденный от врагов», – потому что постоянно скрыт туманами от разрушителей.
Казачий скит «Черный Выр»– А вот в казачий скит «Черный Выр», строительство и развитие которого спонсировал Петр Калнышевский, мы, к сожалению, не попали. Несколько лет назад его разыскал историк Сергей Шумило. Последний известный документ, касающийся бывшей казачьей обители – письмо настоятеля Ильинского скита за 1930 год. Из него мы узнаем, что в «Черном Выре» на тот момент жил всего один монах. После этого скит полностью опустел. Сегодня там никто не живет. Из множества зданий скита устоял лишь соборный храм Рождества Богородицы. Помимо старинных иконостасов, здесь сохранились деревянные стасидии, солнечные византийские часы, подставки для подсвечников и черепа монахов-казаков.
В скит брали благочестивых и неженатых казаков, склонных к молитвенному уединению. Сегодня сотни их черепов хранятся на острове. Некоторые черепа коричневого цвета – по афонской традиции это признак святости.
У меня, как помощника народного депутата Украины Александра Вилкула, есть большое желание организовать поездку на остров историков, занимающихся изучением наследия запорожских казаков. А что касается «Черного Выра», то печально и грустно, что казацкая святыня в мировом центре православного монашества запущена, а в Украине до этого нет никому дела.
Чувствую, вы хотите спросить, почему у скита такое странное название. Скорее всего, это связано с тем, что летом в этой местности сходятся горные водные потоки, создающие омут черного цвета.
Свято-Ильинский монастырь– А вот другой казачий – Свято-Ильинский монастырь посетить нам удалось. Раньше он именовался Ильинским малороссийским скитом. Его история также наполнена трагическими страницами, как и история «Черного Выра». Скит был основан в 1757 году, получив от монастыря Пантократор ветхую и заброшенную келию в честь пророка Илии. Своего расцвета монастырь достиг при старце Паисии II к 1850 году. Этот трудолюбивый настоятель отстроил скит, воздвиг ещё один корпус, в котором устроил две церкви. Благодетели из России помогли скиту устроить величественный собор в честь святителя Митрофана Воронежского.
Сегодняшнему настоятелю Свято-Ильинского монастыря Иоакиму мы также вручили икону Петра Калнышевского.
Во время нашего пребывания на Святой Горе с нами постоянно был главный реставратор Афона Ставрос Михайлиди. С ним я познакомился несколько лет назад, впервые посетив Святую Гору. Очень общительный и открытый человек, благодаря которому мы смогли многое увидеть и принять Христовые тайны. Огромное ему за это спасибо!
Страна молитвы– Афон находится в том же часовом поясе, что и Украина. Однако на Святой Горе живут по старинному византийскому времени, причем измеряют его с помощью солнечных часов. В каждую пору года разница между поясным и византийским временем неодинаковая: летом она составляет примерно три часа, зимой – пять. На Афоне новые сутки наступают, как только начинается вечернее богослужение – так было и в старину. Богослужения длятся подолгу – по семь–восемь часов. В престольные праздники службы продолжаются еще дольше – по двенадцать часов. Но и после окончания богослужения, выполняя те или иные послушания, афонские монахи обязаны читать молитвы, чем и достигается единство с Богом. Неслучайно об Афоне принято говорить, что это страна молитвы.
Знаете, прихожане, которые были с нами на Святой Горе, до сих пор пребывают в состоянии увиденного чуда. В каждой поездке были люди, которые желали бы там остаться. Я – подвижник, и каждый раз радуюсь, когда люди приходят к Богу.
Наталья Разуваева
Источник http://ntm.net.ua